Вы здесь

Нененко Н.Д., Максимова Т.А., Стогов М.В., Юдина Т.А. Оценка эффективности оздоровительной аэробики в рамках элективного курса по физической культуре и спорту у студенток-первокурсниц вуза с различными сроками проживания в условиях северного региона РФ

УДК 796.011.3
 
Оценка эффективности оздоровительной аэробики в рамках элективного курса по физической культуре и спорту у студенток-первокурсниц вуза с различными сроками проживания в условиях северного региона РФ
Наталья Дмитриевна Нененко, кандидат биологических наук, доцент, Татьяна Алексеевна Максимова, доцент, Максим Валерьевич Стогов, доктор биологических наук, доцент, Татьяна Анатольевна Юдина, магистрант, Югорский государственный университет, Ханты-Мансийск

Аннотация
Введение. Поиск новых подходов к оздоровлению студентов в рамках курса физической культуры, обеспечивающих улучшение механизмов адаптации организма к учебной деятельности в неблагоприятных климатогеографических условиях Севера РФ, является актуальной задачей. Цель исследования: оценить эффективность применения оздоровительной аэробики в элективных курсах по физической культуре и спорту у студенток-первокурсниц вуза с различными сроками проживания в условиях северного региона РФ. Методика и организация исследования. В исследовании принимали участие 37 девушек–первокурсниц в возрасте 18-19 лет, которые ранее не занимались спортом. В ходе исследования респонденты занимались оздоровительной аэробикой в рамках дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту» два раза в неделю. Испытуемые были разделены на две группы. В группе 1 было 10 девушек, которые были рождены в регионах средней полосы РФ, мигрировавшие не позднее года до включения в исследование. Группа 2 была представлена 27 девушками, которые рождены в регионах севера и являются внуками (второе поколение) мигрантов из регионов средней полосы РФ. Обследование респондентов было выполнено дважды: перед началом обучения и по окончании учебного года. Обследование включало антропометрию, оценку уровня физического развития и функционального состояния кардиореспираторной системы. Результаты исследования и их обсуждение. Показано, что после реализации программы у девушек группы 2 обнаружено статистически значимое улучшение соматотипологического статуса после занятий аэробикой: снижение массы тела, обхвата талии, повышение экскурсии грудной клетки. У девушек группы 1 такие изменений были на уровне тенденции. В обеих группах отмечалась тенденция к положительному изменению индексов функционального состояния кардиореспираторной системы – адаптационный потенциал, вегетативный индекс Кердо (ВИК) и уровень функционального состояния. При этом у девушек группы 2 после реализации курса статистически значимо на 27,6% снижался ВИК. Этого не наблюдалось у девушек группы 1. Заключение. Занятия оздоровительной аэробикой у студенток-первокурсниц вуза северного региона имеют выраженную оздоровительную направленность. Рекомендовано включение в программу «Элективных курсов по физической культуре и спорту» для студенток первого курса ВУЗов северных регионов занятий оздоровительной аэробикой в качестве эффективного средства, повышающего адаптацию, как к учебному режиму, так и к климатическим условиям проживания в регионе.
Ключевые слова: элективный курс, физическая культура, студенты, аэробика, северный регион.
 
Литература
  1. Состояние здоровья и проблема здоровья подростков в России / А.А. Баранов, Л.С. Намазова-Баранова, В.Ю. Альбецкий [и др.] // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2012. – Т. 22, № 6. – С. 10–14.
  2. Изаак, С.И. Актуальные проблемы сохранения здоровья студенческой молодежи / С.И. Изаак, С.Л. Володкович // Человеческий капитал. – 2016. – № 5 (89). – С. 8–10.
  3. Каприн, А.Д. Медико-социальные аспекты формирования в россии концепции здорового образа жизни / А.Д. Каприн, Л.М. Александрова, В.В. Старинский // Российский медицинский журнал. – 2017. – Т. 25, № 14. – С. 995–999.
  4. Истягина-Елисеева, Е.А. Анализ отношения к здоровому образу жзни, физической культуре и спорту в современной России / Е.А. Истягина-Елисеева // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2015. – Т. 7, № 3. – С. 34.
  5. Гарина, О.Г. Социально-экономическая значимость занятий физической культурой и спортом / О.Г. Гарина, И.А. Мелехина, В.А. Кадушина // Наука и общество. – 2018. – № 3 (32). – С. 125–129.
  6. Хаснулин, В.И. Северный стресс, формирование артериальной гипертензии на севере, подходы к профилактике и лечению / В.И. Хаснулин, А.В. Хаснулина, И.И. Чечеткина // Экология человека. – 2009. – № 6. – С. 26–30.
  7. Пащенко, Л.Г. Антропометрические и соматотипологические особенности студентов ХМАО-Югры / Л.Г. Пащенко, О.С. Красникова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2019. – № 7. – С. 90–92.
  8. Особенности физической активности студентов Сургута и Караганды в аспекте сравнительного анализа / С.И. Логинов, А.Ю. Николаев, Н.К. Смагулов и др. // Теория и практика физической культуры. – 2019. – № 7. – С. 90–92.
  9. Орехов, Е.Ф. Состояние здоровья студентов-спортсменов и модернизация подготовки кадров для отрасли физической культуры и спорта / Е.Ф. Орехов, О.И. Коломиец, Е.В. Быков // Культура физическая и здоровье. – 2015. – № 4 (55). – С. 83–85.
Контактная информация: nenenkon@mail.ru
Статья поступила в редакцию 11.08.2020
Показать полный текст