Вы здесь

Кармаев Н.А. Барьеры для устойчивого развития в высшем образовании в области физической культуры, спорта и здоровья

УДК 378.4
 
Барьеры для устойчивого развития в высшем образовании в области физической культуры, спорта и здоровья
Николай Александрович Кармаев, доктор социологических наук, профессор Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация
Переориентация высшего образования (ВО) на принципы устойчивого развития (УР) требует значительных усилий со стороны представителей профессионального сообщества, политиков и общества в целом. В этой статье рассмотрен потенциал и барьеры для ВО в сфере спорта, физической культуры и здоровья, в основе которого – принципы УР. В работе проведен анализ научных работ в данной области, опубликованных в ведущих журналах. Были выявлены экономические, экологические и социальные барьеры реализации принципов устойчивости. Хотя исследователи видят достижение устойчивости как диверсификацию финансирования, на практике, общественные и частные интересы оказываются несогласованными. Система ВО все больше ориентирована на создание частных благ. Растет глобальная конкуренция. Это ставит различные вузы, преподавателей и выпускников в изначально неравные условия и способствует росту неравенства. Однако, принципы УР постулируют равенство доступа к ВО, социальную справедливость и долгосрочное целеполагание. Партнерские отношения между сообществом и университетом делают ВО более устойчивым, поскольку они включают в процессы производства и передачи знаний социально-ориентированные цели и специфические знания местного контекста (например, знания о локальной социальной и природной среде). Существуют средовые барьеры, связанные с устойчивостью границ академической системы. Так, представители академической профессии, академические администраторы, сопротивляются созданию инклюзивных форм производства и распространения знаний, чтобы сохранить свой статус и контроль над производством знаний. Для преодоления барьеров, образовательная функция в университете имеет более высокий потенциал, чем исследовательская или сфера университетского управления. Подходы к преподаванию, исследованиям и управлению, ориентированные на устойчивое развитие, могут быть реализованы через преподавание. Во-первых, преподавание лучше связано с местной средой и, следовательно, может интегрировать местные знания. Во-вторых, ориентация на устойчивое развитие может напрямую транслироваться в профессиональную практику выпускников.
Ключевые слова: устойчивое развитие, спорт и физическая культура, общее благо, университет, высшее образование
 
ЛИТЕРАТУРА
  1. Казанский план действий // 6-я Международная конференция министров и руководящих работников, ответственных за физическое воспитание и спорт. – Казань, 2017. – URL : https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000252725_rus (дата обращения: 01.06.2020).
  2. Олимпийская хартия. Лозанна, Швейцария: Международный олимпийский комитет, 2019. – 45 с. – URL: https://olympic.ru/upload/2020/02/charter-26.06.2019-rus.pdf (дата обращения: 23.12.2019).
  3. Biesta, G.J.J. The Beautiful Risk of Education / G.J.J. Biesta. – Ney York : Paradigm Publishers, 2014. – 165 p.
  4. Calhoun, C. The university and the public good / C. Calhoun // Thesis Eleven. – 2006. – № 84. – P. 7–43.
  5. Coleman, K. Exploring just sustainability across the disciplines at one university / K. Coleman, R. Gould // The Journal of Environmental Education. – 2019. – № 3 (50). – P. 223–237.
  6. Deneulin, S. Public Goods, Global Public Goods and the Common Good / S. Deneulin, N. Townsend // International Journal of Social Economics. – 2007. –№ 34 (1/2). – P. 19–36.
  7. Denison, J. Sports’ disciplinary legacy and the challenge of ‘coaching differently / J. Denison, J. P. Mills, T. Konoval // Sport, Education and Society. – 2017. – № 22 (6). – P. 772–783.
  8. Flintoff, A. Targeting Mr average: Participation, gender equity and school sport partnerships / A. Flintoff // Sport, Education and Society. – 2008. – № 13(4). – P. 393–411.
  9. Kristiansen, E., Developing young athletes: The role of private sport schools in the Norwegian sport system / E. Kristiansen, B. Houlihan // International Review for the Sociology of Sport. – 2017. – № 52 (4). – P. 447–469.
  10. Lindsey, I. Analysing policy change and continuity: physical education and school sport policy in England since 2010 / I. Lindsey // Sport, Education and Society – 2020. – № 25 (1). – P. 27–42.
  11. Locatelli, R. Reframing Education as a Public and Common Good. Enhancing Democratic Governance / R. Locatelli. – Cham, Switzerland : Palgrave Macmillan, 2019. – 150 p.
  12. Marginson, S. Higher education and public good / S. Marginson // Higher Education Quarterly. – 2011. – № 65 (4). – P. 411–433.
  13. McSweeney, M. Innovating Canadian sport policy: towards new public management and public entrepreneurship? / M. McSweeney, P. Safai // International Journal of Sport Policy and Politics. – 2020. – 8 June. – P. 1–22.
  14. Phillpots, L. Centralised grassroots sport policy and new governance: a case study of county sports partnerships in the UK – unpacking the paradox / L. Phillpots, J. Grix, T. Quarmby // International Review for the Sociology of Sport. – 2010. – № 46 (3). – P. 265–281.
  15. Rethinking Education. Towards a global common good? / UNESCO. – Рaris, 2015. – 45 p. – URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000232555 (дата обращения: 23.12.2019).
Статья поступила в редакцию 05.08.2020
Показать полный текст