Вы здесь

Дубровская Ю.А., Пихконен Л.В., Руденко Г.В. Организационно-методический опыт практической подготовки студентов-горноспасателей

УДК 378.14
 
Организационно-методический опыт практической подготовки студентов-горноспасателей
Юлия Аркадьевна Дубровская, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский горный университет; Леонид Валентинович Пихконен, горный инженер, кандидат технических наук, Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Учебный центр «МАЭБ», Санкт-Петербург; Геннадий Викторович Руденко, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский горный университет

Аннотация
Публикация посвящена организации и методическому сопровождению учебных и производственных практик для горных инженеров по специальности 21.05.04 Горное дело специализации «Технологическая безопасность и горноспасательное дело». Практико-ориентированный подход реализован для студентов горного профиля в ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России» с 2013 по 2018 годы. В статье представлена структура и содержание первой учебной практики – «Горно-геологическая учебно-ознакомительная практика» для 1-го курса обучения. На примере первой учебной практики отрабатывалась модель педагогических систем проведения практических занятий, конкатенированная с учебными и производственными практиками всего периода обучения – с 1 по 6 курс. Модель адаптирована к задачам и потребностям горной промышленности и является частью модуля «Концепт программ практической подготовки». По результатам шестилетнего эмпирического исследования установлено, что практико-ориентированное обучение является необходим условием качественной подготовки горноспасателей.
Ключевые слова: горный инженер, горноспасатель, специальность Горное дело, практико-ориентированный подход, учебная практика, производственная практика, содержание и структура практической подготовки, работодатель, военизированная горноспасательная часть, военизированный горноспасательный отряд.
 
Литература
  1. Давыденко, Т.М. Роль работодателей в процессе развития профессиональных компетенций студентов при реализации учебных и производственных практик /, А.П. Пересыпкин, Л.В. Верзунова // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2. – URL : http://science-education.ru/ru/article/view?id=5753 (дата обращения: 01.08.2019).
  2. Шафраник, Ю.К. О формировании кадрового потенциала горнопромышленного комплекса : доклад / Ю.К. Шафраник // Материалы 1-ого Национального горнопромышленного форума, Москва, 2014. – URL : http://rosgorprom.com/index.php?option=com_content&view=article&id=137&catid=70&Itemid=105 (дата обращения: 01.06.2020).
  3. Язев, В.А. О важности специалитета в области подготовки горных инженеров : доклад / В.А. Язев // Материалы 1-ого Национального горнопромышленного форума, Москва, 2014. – URL : http://rosgorprom.com/index.php?option=com_content&view=article&id=111:2014-06-02-10-45-09&catid=35:2014-02-27-08-09-24&Itemid=59 (дата обращения: 01.06.2020).
  4. Дубровская, Ю.А. Опыт организации практической подготовки и защиты отчетов по результатам прохождения производственных практик // Наука и образование транспорту. – 2019. – № 2. – С. 254–256.
  5. Дубровская, Ю.А. Организационные принципы защиты отчетов студентами технических вузов по результатам практической подготовки / Ю.А. Дубровская, Л.В. Пихконен // Международный журнал экспериментального образования. – 2019. – № 6. – С. 12–16.
  6. Пихконен Л.В. Усиление практической составляющей обучения студентов по направлению подготовки 130400 «Горное дело» (на примере выездной практики в ВГСО «Печорский бассейн» в г. Воркуте) / Л.В. Пихконен, В.А. Родионов, А.Н. Сергиенко // Подготовка кадров в системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций : материалы международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 2016. – С. 35–41.
Контактная информация: dubrovskayay-a@mail.ru
Статья поступила в редакцию 17.08.2020
Показать полный текст