Вы здесь

Ржанов А.А., Медведева Л.В. Психологическое сопровождение и подготовка команды юных волейболистов

УДК 159.9
 
Психологическое сопровождение и подготовка команды юных волейболистов
Алексей Александрович Ржанов, тренер по волейболу, Спортивная школа Олимпийского резерва «Ангара», Ангарск, Иркутский национальный исследовательский технический университет; Лариса Владимировна Медведева, педагог-психолог, Средняя общеобразовательная школа № 5, Ангарск

Аннотация
В статье описано исследование психологических показателей лидеров в команде юных волейболистов, с целью выявления и коррекции возможных межличностных и индивидуальных коммуникативных характеристик для повышения общего игрового результата. Цель данной статьи: через социометрический опрос сформировать решение и представить индивидуальные упражнения для коррекции личностных качеств. Задачами нашего исследования выступили следующие: выявить уровень сплочённости и межличностных отношений спортивного коллектива волейболистов; согласно рекомендациям психолога провести занятия по формированию сплочённости и формированию позитивных межличностных отношений, индивидуальных коммуникационных способностей и т.д. Гипотезой исследования явились предположения о том, что
 
  • конкуренция явных лидеров мешает общему результату, нарушает общую сплоченность, мешает формированию индивидуальной стрессоустойчивости;
  • индивидуальные упражнения с лидерами позволят изменить позитивно личные коммуникативные характеристики, позволит повысить уровень сплочённости и межличностных отношений, повысят общую стрессоустойчивость.  Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу.
Ключевые слова: волейбол, сопровождение психолога, лидерские качества, стрессоустойчивость, сплоченность и взаимопонимание.
 
Литература
  1. Брушлинский, А.В. Психология субъекта / А.В. Брушлинский. – Санкт-Петербург : Алетейя, 2003. – 272 с.
  2. Двали, Г.М. Психологическая помощь тренера спортсмену во время соревнований / Г.М. Двали // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / сост. и общая редакция И.П. Волков. – Санкт-Петербург : Питер, 2002. – С. 269–275.
  3. Долгова, В.И. Социально-психологические механизмы воспитательной деятельности вуза / В.И. Долгова // Проблемы социальной психологии личности. – 2008. – № 7. – С. 18–24.
  4. Железняк, Ю.Д. Волейбол: учебник для институтов физ. культуры. / Ю.Д. Железняк, А.В. Ивойлов. – Москва : Физкультура и спорт, 1991. – 239 с.
  5. Клещев, Ю.Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям : учеб. пособие. / Ю.Н. Клещев. – Москва : ТВТ Дивизион, 2009. – 208 с.
  6. Марков, К.К. Педагогические и психологические аспекты деятельности тренера по волейболу в тренировочном и соревновательном процессах : дис. … д-ра пед. наук / Марков Константин Константинович. – Москва, 2001. – 370 с.
  7. Ржанов, А.А. Методика спортивного отбора волейболистов по критерию психомоторных качеств, а также их развитие на этапе начальной и спортивной подготовки первого года у юношей / А. А. Ржанов, А. И. Несмеянов, И.С. Загородникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 4 (182). – С. 368–371.
  8. The structure of group cohesion / A.A. Cota, C.R. Evans, K.L. Dion; L. Kilik, R.S. Longman // Personality and Social Psychology Bulletin. – 1995. – Vol. 21 (6). – P. 572–580.
Контактная информация: volley-angarsk@ya.ru
Статья поступила в редакцию 07.07.2020
Показать полный текст