Вы здесь

Супронова А.Н. Модель профессионально-ориентированного обучения иностранных военнослужащих русскому языку на основе коммуникативных технологий

УДК 372.881.161.1
 
Модель профессионально-ориентированного обучения иностранных военнослужащих русскому языку на основе коммуникативных технологий
Ангелина Николаевна Супронова, преподаватель, Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва, Санкт-Петербург

Аннотация
В статье предлагается модель профессионально-ориентированного обучения иностранных военнослужащих языку специальностей, связанных со строительством мостов и дорог, а также с военной логистикой (материально-техническим обеспечением). Актуальный в рамках этих специальностей лексический материал организован в кластеры и рассматривается как средство обучения. Особо акцентируется внимание на культурно маркированной лексике, которая отражает ценности военной концептосферы и позволяет реализовать принцип «от понимания узкопрофессиональной лексики до её чувственного восприятия», являющийся когнитивно-коммуникативной доминантой предложенной модели. Преимущества и новизна данного подхода заключаются: в обучении языку специальности с учётом аспектов военной лингводидактики; в активизации элементов языка специальности на фоне концептуального поля военной картины мира и национальной картины мира; в возможности существенного расширения диапазона применения коммуникативных технологий за счёт когнитивно-коммуникативного потенциала культурно-маркированной лексики. Основу модели обучения языку специальности составляют технологии развития критического мышления, повышения мотивации, проектные технологии, конференции, экскурсии, информационно-коммуникационные технологии.
Ключевые слова: коммуникативные технологии, методика обучения русскому языку как иностранному, модель обучения, профессионально-ориентированное обучение, военное образование, военная лингводидактика, военная концептосфера, лексический кластер.
 
Литература
  1. Долгополова, С.В. Учебно-профессиональная мотивация студентов как фактор готовности к трудовой деятельности / С.В. Долгополова, Н.Е. Назарова, О.Н Зуева // Человек и образование. – 2015. – № 2 (43). – С. 91–94.
  2. Васильева, Г.М. Учебное сегментирование лексико-семантического поля «Географическое пространство страны» как основа формирования лингвокультурологической компетенции польских студентов, изучающих русский язык / Г.М. Васильева, О.В. Ротмистрова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2013. – № 9 (27). – Ч. 1. – С. 41–44.
  3. Синельникова, Л.Н. Междисциплинарность как базовая стратегия современного образовательного процесса / Л.Н. Синельникова // Гуманитарные науки. – 2016. – № 3 (35). – С. 101–109.
  4. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. – Москва : ИКАР, 2009. – 448 с. – ISBN 978-5-7974-0207-7.
  5. Алёхин, И.А. Актуальные тенденции воспитания и обучения в военных вузах на основе информационных ресурсов / И.А. Алёхин, И. В. Тренин // Образовательные ресурсы и технологии. – 2018. – № 1 (22). – С. 7–10.
Контактная информация: olli-r@mail.ru
Статья поступила в редакцию 14.07.2020
Показать полный текст