УДК 378.14.015.62
Об эволюции некоторых федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования
Николай Георгиевич Михайлов, кандидат педагогических наук, доцент, Наталия Игоревна Николаева, кандидат педагогических наук, доцент, Московский городской педагогический университет
Аннотация
В настоящее время отмечается постоянное повышение требований к подготовке кадров в системе высшего образования, которая задаётся при помощи Федеральных государственных образовательных стандартов. Цель исследования – анализ федеральных государственных образовательных стандартов в сфере высшего образования по подготовке педагогических кадров в области физической культуры и спорта. Методы и организация исследования. Методологической основой исследования является комплексный анализ Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования первого второго и третьего поколений по направление «Педагогическое образование» профиль «Физическая культура». Результаты и выводы. В статье показаны изменения в содержании федеральных образовательных стандартов в последнее десятилетие, которое выражается в уточнении областей деятельности выпускников и состава компетенций, предлагаемых для оценки уровня их подготовки. Показано, как изменения в содержании компетенций акцентируют внимание на реализации образования, как услуги. Содержание стандарта третьего поколения 3++ создаёт предпосылки к нарушению единого образовательного пространства, разрешая образовательным организациям самостоятельно формировать профессиональные компетенции бакалавра-выпускника.
Ключевые слова: профессиональный стандарт, образовательный стандарт, высшее образование, профессиональные компетенции, педагогическое образование, физическая культура.
Литература
- Акмеологические проблемы подготовки преподавателей : сборник научных трудов / под ред. Н.В. Кузьминой ; Шуйский гос. пед. ун-т. – М. ; Шуя : [б. и.], 1998. – Вып. 1. – 184 с.
- Андриади, И.П. Дидактические умения тренера и их формирование : автореф. дис. … канд. пед. наук / Андриади Ирина Петровна. – Москва, 1983. – 24 с.
- Бальсевич, В.К. Спортивный вектор физического воспитания в Ростовской школе : монография / В.К. Бальсевич. – Москва : Теория и практика физической культуры и спорта, 2006. – 112 с.
- Валюженич М.В. Нормативно-правовое обеспечение построения содержания профессионального образования в сфере физической культуры и спорта / М.В. Валюженич, Н.И. Николаева, В.А. Родионов // Профильная школа. – 2015. – Т. 3. № 5. – C. 34–40.
- Гребнев, Л.С. Высшее образование в Болонском измерении: российские особенности и ограничения / Л.С. Гребнев // Высшее образование в России. – 2004. – № 1. – С. 36–42.
- Григорьев, В.И. Компетентностный подход к проектированию индивидуальных образовательных траекторий физического развития студентов / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2011. – № 1 (71). – С. 35–41.
- Зволинская, Н.Н. Квалификационная характеристика (социокультурные и профессиональные требования к выпускнику вуза физической культуры) / Н.Н. Зволинская, В.И. Маслов. – Москва : [б. и.], 2003. – 39 с.
- Каргаполов, Е.П. Проблемы построения обобщенной модели специалиста по физической культуре и спорту / Е.П. Каргаполов // Теория и практика физической культуры. – 1985. – № 1. – С. 42–44.
- Корецкий, В.М. Профессионально-педагогическая подготовка студентов физкультурных вузов в системе дисциплин "Специализаций" : автореферат дис. ... д-ра пед. наук / Корецкий Виталий Михайлович. – Москва, 1989. – 45 c.
- Корх, А.Я. Книга спортсмена, тренера и команды единомышленников / А.Я. Корх, В.А. Корх, Н.Л. Корх. – Москва : Флинта : Наука, 2004 – 367 с.
- Лубышева, Л.И. Спортизация в общеобразовательной школе / Л.И. Лубышева. – Москва : Теория и практика физической культуры и спорта, 2009. – 168 с.
- Маслов, В.И. На пути решения проблемы профилизации высшего физкультурного образования / В.И. Маслов, В.М. Корнилов, В.А. Сургучев // Теория и практика физической культуры. – 2003. – № 5. – С. 53–56.
- Николаева, Н.И. Теоретико-методологическое обоснование содержания высшего образования в сфере физической культуры и спорта : монография / Н.И. Николаева. – М. : [б. и.], 2020. – 211 с.
- Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) "бакалавр") : приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. N 788. – URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/97487/ (дата обращения: 04.07.2020).
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) : приказ Министерства образования и науки РФ от 4 декабря 2015 г. N 1426. – URL: http://base.garant.ru/71300970/ (дата обращения: 04. 07.2020).
- Об утверждении профессионального стандарта "Тренер" : приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 07.04.2014 N 193н. – URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70595556/ (дата обращения: 04. 07.2020).
- Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) : приказ Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 г. – URL : https://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения: 04. 07.2020).
- О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации : приказ Минобрнауки России от 15 февраля 2005 г. № 40. – URL : http://base.garant.ru/6153160/ (дата обращения: 04. 07.2020).
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура : приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 N 940. – URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71688814/ (дата обращения: 04. 07.2020).
- Прохоров В.Н. Исследование некоторых сторон деятельности тренера ДЮСШ / Прохоров В.Н, Подольский В.Г. // Теория и практика физической культуры. – 1978 – № 2. –С. 38–40.
- Решетень, И.Н. Использование педагогических ситуаций и деловых игр в подготовке студентов ИФК к организаторской деятельности / И.Н. Решетень. – Ленинград : [б. и.], 1985. – 56 с.
- Сластенин, В.А. Реформы школы и готовность учителя к профессионально-педагогической деятельности: вопросы методологии и теории / В.А. Сластенин, М.Я. Виленский // Теория и практика физической культуры. – 1985. – № 6. – С. 43–46.
- Интеграция высшего физкультурного образования в общеевропейскую систему высшего образования (на примере университетов и академий физической культуры) / В.А. Таймазов, А.А. Горелов, В.С. Степанов, С.С. Филиппов, В.А. Чистяков, М.В. Назаренко // Теория и практика физической культуры. – 2005. – № 12. – С. 2–5
- Об образовании : Федеральный закон от 10 июля 1992 г. N 3266-1. – URL : http://base.garant.ru/10164235/ (дата обращения: 04. 07.2020).
- Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ. – URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 04. 07.2020).
- Хозяинов, Г.И. Мастерство педагога в процессе образования и обучения / Г.И. Хозяинов. – Москва : Физическая культура, 2006. – 265 с.
- Щербакова Т.В. Преемственность стандартов второго и третьего поколения к результатам освоения дисциплины «Иностранный язык» специалистами и бакалаврами по связям с общественностью в высшей школе/ Т.В. Щербакова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2013. – № 3 (97). – С. 205–208.
Контактная информация: MichailovN@mgpu.ru
Статья поступила в редакцию 21.07.2020
Показать полный текст