Вы здесь

Михайлов Н.Г., Николаева Н.И. Об эволюции некоторых федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования

УДК 378.14.015.62
 
Об эволюции некоторых федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования
Николай Георгиевич Михайлов, кандидат педагогических наук, доцент, Наталия Игоревна Николаева, кандидат педагогических наук, доцент, Московский городской педагогический университет

Аннотация
В настоящее время отмечается постоянное повышение требований к подготовке кадров в системе высшего образования, которая задаётся при помощи Федеральных государственных образовательных стандартов. Цель исследования – анализ федеральных государственных образовательных стандартов в сфере высшего образования по подготовке педагогических кадров в области физической культуры и спорта. Методы и организация исследования. Методологической основой исследования является комплексный анализ Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования первого второго и третьего поколений по направление «Педагогическое образование» профиль «Физическая культура». Результаты и выводы. В статье показаны изменения в содержании федеральных образовательных стандартов в последнее десятилетие, которое выражается в уточнении областей деятельности выпускников и состава компетенций, предлагаемых для оценки уровня их подготовки. Показано, как изменения в содержании компетенций акцентируют внимание на реализации образования, как услуги. Содержание стандарта третьего поколения 3++ создаёт предпосылки к нарушению единого образовательного пространства, разрешая образовательным организациям самостоятельно формировать профессиональные компетенции бакалавра-выпускника.
Ключевые слова: профессиональный стандарт, образовательный стандарт, высшее образование, профессиональные компетенции, педагогическое образование, физическая культура.
 
Литература
 
  1. Акмеологические проблемы подготовки преподавателей : сборник научных трудов / под ред. Н.В. Кузьминой ; Шуйский гос. пед. ун-т. – М. ; Шуя : [б. и.], 1998. – Вып. 1. – 184 с.
  2. Андриади, И.П. Дидактические умения тренера и их формирование : автореф. дис. … канд. пед. наук / Андриади Ирина Петровна. – Москва, 1983. – 24 с.
  3. Бальсевич, В.К. Спортивный вектор физического воспитания в Ростовской школе : монография / В.К. Бальсевич. – Москва : Теория и практика физической культуры и спорта, 2006. – 112 с.
  4. Валюженич М.В. Нормативно-правовое обеспечение построения содержания профессионального образования в сфере физической культуры и спорта / М.В. Валюженич, Н.И. Николаева, В.А. Родионов // Профильная школа. – 2015. – Т. 3. № 5. – C. 34–40.
  5. Гребнев, Л.С. Высшее образование в Болонском измерении: российские особенности и ограничения / Л.С. Гребнев // Высшее образование в России. – 2004. – № 1. – С. 36–42.
  6. Григорьев, В.И. Компетентностный подход к проектированию индивидуальных образовательных траекторий физического развития студентов / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2011. – № 1 (71). – С. 35–41.
  7. Зволинская, Н.Н. Квалификационная характеристика (социокультурные и профессиональные требования к выпускнику вуза физической культуры) / Н.Н. Зволинская, В.И. Маслов. – Москва : [б. и.], 2003. – 39 с.
  8. Каргаполов, Е.П. Проблемы построения обобщенной модели специалиста по физической культуре и спорту / Е.П. Каргаполов // Теория и практика физической культуры. – 1985. – № 1. – С. 42–44.
  9. Корецкий, В.М. Профессионально-педагогическая подготовка студентов физкультурных вузов в системе дисциплин "Специализаций" : автореферат дис. ... д-ра пед. наук / Корецкий Виталий Михайлович. – Москва, 1989. – 45 c.
  10. Корх, А.Я. Книга спортсмена, тренера и команды единомышленников / А.Я. Корх, В.А. Корх, Н.Л. Корх. – Москва : Флинта : Наука, 2004 – 367 с.
  11. Лубышева, Л.И. Спортизация в общеобразовательной школе / Л.И. Лубышева. – Москва : Теория и практика физической культуры и спорта, 2009. – 168 с.
  12. Маслов, В.И. На пути решения проблемы профилизации высшего физкультурного образования / В.И. Маслов, В.М. Корнилов, В.А. Сургучев // Теория и практика физической культуры. – 2003. – № 5. – С. 53–56.
  13. Николаева, Н.И. Теоретико-методологическое обоснование содержания высшего образования в сфере физической культуры и спорта : монография / Н.И. Николаева. – М. : [б. и.], 2020. – 211 с.
  14. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) "бакалавр") : приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. N 788. – URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/97487/ (дата обращения: 04.07.2020).
  15. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) : приказ Министерства образования и науки РФ от 4 декабря 2015 г. N 1426. – URL: http://base.garant.ru/71300970/ (дата обращения: 04. 07.2020).
  16. Об утверждении профессионального стандарта "Тренер" : приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 07.04.2014 N 193н. – URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70595556/ (дата обращения: 04. 07.2020).
  17. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) : приказ Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 г. – URL : https://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения: 04. 07.2020).
  18. О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации : приказ Минобрнауки России от 15 февраля 2005 г. № 40. – URL : http://base.garant.ru/6153160/ (дата обращения: 04. 07.2020).
  19. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура : приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 N 940. – URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71688814/ (дата обращения: 04. 07.2020).
  20. Прохоров В.Н. Исследование некоторых сторон деятельности тренера ДЮСШ / Прохоров В.Н, Подольский В.Г. // Теория и практика физической культуры. – 1978 – № 2. –С. 38–40.
  21. Решетень, И.Н. Использование педагогических ситуаций и деловых игр в подготовке студентов ИФК к организаторской деятельности / И.Н. Решетень. – Ленинград : [б. и.], 1985. – 56 с.
  22. Сластенин, В.А. Реформы школы и готовность учителя к профессионально-педагогической деятельности: вопросы методологии и теории / В.А. Сластенин, М.Я. Виленский // Теория и практика физической культуры. – 1985. – № 6. – С. 43–46.
  23. Интеграция высшего физкультурного образования в общеевропейскую систему высшего образования (на примере университетов и академий физической культуры) / В.А. Таймазов, А.А. Горелов, В.С. Степанов, С.С. Филиппов, В.А. Чистяков, М.В. Назаренко // Теория и практика физической культуры. – 2005. – № 12. – С. 2–5
  24. Об образовании : Федеральный закон от 10 июля 1992 г. N 3266-1. – URL : http://base.garant.ru/10164235/ (дата обращения: 04. 07.2020).
  25. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ. – URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 04. 07.2020).
  26. Хозяинов, Г.И. Мастерство педагога в процессе образования и обучения / Г.И. Хозяинов. – Москва : Физическая культура, 2006. – 265 с.
  27. Щербакова Т.В. Преемственность стандартов второго и третьего поколения к результатам освоения дисциплины «Иностранный язык» специалистами и бакалаврами по связям с общественностью в высшей школе/ Т.В. Щербакова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2013. – № 3 (97). – С. 205–208.
Контактная информация: MichailovN@mgpu.ru
Статья поступила в редакцию 21.07.2020
 Показать полный текст