Вы здесь

Артеменко Б.А., Тюмасева З.И., Пермякова Н.Е., Орехова И.Л., Антонова Э.Р. Предпосылки подготовки студентов педагогического вуза к здоровье ориентированной деятельности в образовании

УДК 378.14
 
Предпосылки подготовки студентов педагогического вуза к здоровье ориентированной деятельности в образовании
Борис Александрович Артеменко, кандидат биологических наук, доцент, Зоя Ивановна Тюмасева, доктор педагогических наук, профессор, Надежда Евгеньевна Пермякова, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Леонидовна Орехова, кандидат педагогических наук, доцент, Эльвира Рафиковна Антонова, старший преподаватель, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск

Аннотация
Введение – актуальность настоящего исследования определяется запросом государства и общества, который сегодня предъявляется к системе общего образования и педагогам. На основе изучения нормативно-правовых документов, авторы констатируют, что сегодня возникла необходимость подготовки специалистов в системе высшего педагогического образования, готовых к здоровью ориентированной деятельности. Цель исследования – внедрение и апробация в образовательном процессе педагогического вуза, в рамках перехода на стандарты ФГОС ВО (3++), модуля, способствующего формированию у обучающихся компетенций в области безопасного, здорового образа жизни, физической культуры личности, а также приобретению способностей применять здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности с учетом возрастных аспектов субъектов образования. Методика и организация исследования – для определения содержания модуля проведено исследование базовых представлений о здоровье, здоровом образе жизни, факторах здоровьесбережения, а также для определения состояния здоровья обучающихся были привлечены 51 человек из числа первокурсников, поступивших в 2019 году на образовательные программы, разработанные по ФГОС ВО (3++). В качестве инструментария использованы анкета «Потребностное напряжение» (З.И. Тюмасева, А.А. Цыганков, И.Л. Орехова) и экспресс-оценка уровня физического здоровья (Г.Л. Апанасенко). Результаты исследования и их обсуждение. При разработке учебных планов по ФГОС ВО (3++), направление 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) предложен модуль «Здоровьесберегающий», который предусматривает изучение обучающимися ряда дисциплин, направленных на их подготовку к здоровью ориентированной деятельности в общеобразовательных организациях. Выводы. Результаты исследования позволяют предположить, что изучение дисциплин модуля «Здоровьесберегающий» позволит сформировать у студентов педагогического университета на 1–3 курсах, целостное представление о роли педагога в формировании у обучающихся общеобразовательных организаций здоровье ориентированного мировосприятия.
Ключевые слова: здоровье ориентированная деятельность, здоровьесбережение, педагогическая деятельность, универсальные компетенции, общепрофессиональные компетенции, профессиональные компетенции.

Работа выполнена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева» по договору на выполнение научно-исследовательских работ №МК-20-04-05/1 от 05.04.2020 г. «Инновационная подготовка будущих педагогов к здоровьеориентированной деятельности в системе общего образования».
 Контактная информация: artemenkoba@cspu.ru
 
Литература
 
  1. Abaskalova, N.P. (2018), “Forming of competence in the field health saving of the professional education”, Belgorod State University Scientific bulletin: Humanitarian sciences, Vol. 37, No 3, pp. 489-495.
  2. Izeman, R.I., Melnicova M.M., Kolosova, L.V (2019), Health-saving technologies in educational system, Urite, Moscow.
  3. Apanasenko, G.L. (1992), Evolution of the bioenergetics and health of a man (person, mankind), Petropolis, St. Petersburg.
  4. Bazarniy, V.F. (2005), Health and development of a child: express control at school and home, ARKTI, Moscow.
  5. Irchin, V.N. and Irchina, I.V. (2017), Health oriented activity of a teacher at the lesson, BelSU, Belgorod.
  6. Golikov, N.A. et al. (2013), The quality of children’s life: innovations in education – from ideas to embodiment, TSOGU, Tumen.
  7. Kolbanov, V.V. (2016), “The components of the professiogram of a future health teacher education and science”, Education and Science Journal, No 6, pp. 152-167.
  8. Kruzhihina, T.V., Orekhova, T.F. (2017), “Health, creating education: valueological system in organization of pedagogical process”, BHS: Basic health and safety, No. 11, pp. 10-14.
  9. Malyarchuk, N.N. and Dykhan, L.B. (2018), Health saving system in teachers work, TumSU, Tumen.
  10. Orekhova, I.L., Shurpova, M.V. (2018), Pedagogical system of health-preserving activity of the corrective educational organization: managerial aspect, SUrSHPU, Chelyabinsk.
  11. Ministry of Education and Science of the Russian Federation (2009), Order of the dated August 7, 2009 No. 1101-p “About the authorization of the strategy of the development physical culture and sport in the R.F. for the period till 2020”, available at: https://www.minsport.gov.ru/activities/federal-programs/2/26363/ (Date of access: 17.05.2020).
  12. Federal Law dated 12.03.1999 No. 52-FZ (1999), “About sanitary and epidemiological welfare of the population”, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22481/ (Date of access: 17.05.2020).
  13. Federal Law dated 26.12.2012 No. 273-FZ (2012), “About Educational System in the Russian Federation”, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Date of access: 17.05.2020).
  14. Federal Law dated 09.11.2011 No. 323-FZ (2011), “About protection of health of citizens of the Russian Federation”, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (Date of access: 17.05.2020).
  15. Smirnov, N.K. (2012), “Purposes of educational institutions on profencting health of a future generation”, Continuous education pedagogical education.ru, No 1, pp. 160, available at: http://www.apkpro.ru/doc/_jun2013-2.zip.
  16. Tretyakova, N.V.  (2018), Process approach to regulation of the quality of health saving activity of an educational institution, RSPPU, Ekaterinburg.
  17. Tyumaseva, Z.I., Orekhova, I.L., Bistray, E.B. and Artemenko, B.A. and Chelnokova, E.A. (2019), “Determinants of the process of formation of a healthy lifestyle in students”, Samara Journal of Science. Vol. 8, No. 1, pp. 307-313.
  18. Tyumaseva, Z.I., Orechova, I.L., Valeyeva, G.V. and Gladkaya, E.S. (2015), Projection of a safe and health saving system “University-school” as a condition for a professional formation of students, CSPU, Chelyabinsk.
  19. Federal State Standard of the preschool education (2020), Orders and letters of the ministry of education and science of the Russian Federation, Sphera, Moscow.
  20. Yugova, I.A. (2012), Technologies of forming health saving competence of students, RSPPU, Ekaterinburg.
  21. Day, R.E., Sahota, P. and Christian, M.S. (2019), “Effective implementation of primary school based healthy lifestyle programs: a qualitative study of views of school staff”, BMC Public Health, No 19, pp. 1239, DOI. 10.1186/s12889-019-7550-2.
  22. Hegarty, L.M., Mair, J.L., Kirby, K. and Murtagh, E., Murphy, M.H. (2016), “School-based Interventions to Reduce Sedentary Behaviour in Children: A Systematic Review”, AIMS Public Health, No. 3, pp. 520-541, DOI: 10.3934/publichealth.2016.3.520.
  23. Llorent-Bedmar, V. and Cobano-Delgado, V. (2019), “Health education training of university students of the early childhood education degree in Spain”, Cienc. Saudecoletiva, Vol. 24, No 8, pp. 3067-3078, DOI: 10.1590/1413-81232018248.28642017.
  24. Love, R. Are school based physical activity interventions effective and equitable? A meta-analysis of cluster randomized controlled trials with accelerometer assessed activity / R. Love, J. Adams, E.M.F. van Sluijs – DOI. 10.1111/obr.12823 // Obesity Reviews. – 2019. – No. 20. – P. 859–870.
  25. Implementation of school based physical activity interventions: A systematic review / P.-J. Naylora, L.A. Nettlefold, D. Race, C.L. Hoy, M.C. Ashe, J. Wharf-Higginsa, H.A. McKay – DOI. 10.1016/j.ypmed.2014.12.034 // Preventive Medicine. – 2015. – Vol. 72. – P. 95–115.
 Контактная информация: artemenkoba@cspu.ru
Статья поступила в редакцию 07.07.2020
Показать полный текст