Вы здесь

Захаров Н.Е., Захарова М.В., Золотникова М.В., Скачкова Т.А., Сизаева В.Э. Психофизиологические аспекты адаптации организма студентов в процессе вузовского обучения

УДК 613.6.015
Психофизиологические аспекты адаптации организма студентов в процессе вузовского обучения
Никита Евгеньевич Захаров, кандидат биологических наук, директор, Брянский филиал Национального государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья, Санкт-Петербург (БФ НГУ); Марина Владимировна Захарова, кандидат биологических наук, доцент, Галина Петровна Золотникова, доктор медицинских наук, профессор, Татьяна Алексеевна Скачкова, кандидат биологических наук, доцент, Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского (БГУ), Брянск; Вероника Эрнстовна Сизаева, кандидат медицинских наук, доцент, Академия социального управления, г. Москва

Аннотация
Проведены комплексные исследования по изучению показателей психической и физиологической адаптации студентов в динамике обучения в высшем учебном заведении. По результатам исследования обоснованы методические подходы к повышению адаптационного потенциала организма студентов, профилактике нарушений здоровья в процессе обучения. Полученные результаты определяют необходимость регулярного мониторинга функционального состояния и функциональных возможностей сердечно-сосудистой и центральной нервной систем, обеспечивающих адаптацию к условиям вузовской среды. Диагностическими маркерами адаптации к обучению в вузе могут служить функциональные показатели сердечно-сосудистой (адаптационный потенциал кровообращения, тип реакции на физическую нагрузку) и нервной (уровень ситуативной и личностной тревожности) систем.
Ключевые слова: психическая адаптация, студенты, адаптационный потенциал кровообращения, тревожность.
 
Литература
 
  1. Александровский, Ю.А. Состояния психологической дезадаптации и их компенсация / Ю. А. Александровский. – М. : Академия, 2000. – 156 с.
  2. Баевский, Р.М. Теоретические основы донозологической диагностики / Р.М. Баевский, А.П. Берсенева // Донозология. – 2008. – № 2 (3). – С. 2-13.
  3. Герцик, Ю.Г. Социально-экономические основы государственной политики по сохранению и укреплению здоровья молодежи в высших учебных заведениях / Ю.Г. Герцик // Вестник восстановительной медицины. – 2016. – № 1 (71). – С. 10-13.
  4. Засядько, К.И. Психофизиологические аспекты адаптации учащихся учреждений начального профессионального образования и студентов педагогического вуза / К.И. Засядько, Д.Л. Опрощенко, А.С. Волокитин // Инновационные технологии в науке нового времени : сборник статей Международной научно-практической конференции. – Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 108-110.
  5. Ильина, А.О. Исследование психофизиологических аспектов адаптации студентов I курса к условиям вуза / А.О. Ильина, К.А. Фирсова, С.А. Петунова // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. – 2016. – № 1. – С. 52-56.
  6. Халидова, Л.М. Психофизиологические критерии адаптации студентов к обучению в вузе : дис. … канд. биол. наук / Халидова Л.М. – Ставрополь, 2016. – 193 с.
Контактная информация: kuvichkina@mail.ru
Статья поступила в редакцию 30.06.2017