Вы здесь

Гибова И.М. Особенности общих умственных способностей лиц предпенсионного и пенсионного возрастов с различным уровнем образования

УДК 159.95
 
Особенности общих умственных способностей лиц предпенсионного и пенсионного возрастов с различным уровнем образования
Ива Михайловна Гибова, аспирантка,
Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики (СПбУТУиЭ)

 
Аннотация
Статья посвящена изучению влияния возрастного и образовательного факторов на общие умственные способности лиц предпенсионного и пенсионного возрастов. Отражено актуальное состояние изучения проблемы возрастного снижения когнитивных функций личности. Показаны результаты исследования, проведенного на выборке, состоящей из 197 испытуемых, в возрасте от 42 до 85 лет, имеющих различные уровни образования: высшее, среднее специальное или среднее. Сравнение двух групп испытуемых, дифференцированных по возрасту, не дало статистически значимых различий по показателю общих умственных способностей. С другой стороны, сравнение трех групп испытуемых, дифференцированных по уровням образования, показало, что у лиц с более высоким уровнем образования отмечаются более высокие общие умственные способности независимо от возраста испытуемых.
Ключевые слова: лица предпенсионного и пенсионного возрастов, когнитивная сфера личности, уровень образования, общие умственные способности.
 
ЛИТЕРАТУРА
  1. Всемирная организация здравоохранения. Деменция. Информационный бюллетень № 362. Апрель 2012 г. [Электронный ресурс] // URL : http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs362/ru/. – Дата обращения 25.04.2017.
  2. Зоткин, И.В. Физиологические изменения, связанные с нормальным старением, и работа с пожилыми людьми / И.В. Зоткин // Психология старости и старения : хрестоматия / сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – С. 378-384.
  3. Ильин, Е.П. Психология взрослости / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2012. – 542 с. – ISBN 978-5-459-00762-6.
  4. Стюарт-Гамильтон, Я. Психология старения / Я. Стюарт-Гамильтон ; пер. с англ. Л.А. Рудкевича. – 4-е издание. – СПб. : Питер Лидер, 2010. – 317 с. – ISBN 978-5-459-00762-6.
  5. Шахматов, Н.Ф. Психическое старение : счастливое и болезненное / Н.Ф. Шахматов. – М. : Медицина, 1996. – 302 с. – ISBN 5-225-01220-5.
  6. Niileksela, Ch.R. An alternative Cattell–Horn–Carroll (CHC) factor structure of the WAIS-IV: Age invariance of an alternative model for ages 70–90 / Ch.R. Niileksela, M.R. Reynolds, A.S. Kaufman // Psychological Assessment. – 2013. – Vol. 25, № 2. – P. 391-404.
  7. Rabbitt, P. The lacunae of loss? Aging and the Differentiation of Cognitive Abilities / P. Rabbitt, M. Anderson // Lifespan cognition mechanisms of change / Bialystok E. and Craik F.I.M. (Ed.). – New York : Oxford University Press, 2006. – P. 331-343.
  8. Salthouse, T.A. What needs to be explained to account for age-related effects on multiple cognitive variables? / T.A. Salthouse, E. Ferrer-Caja // Psychology and Aging. – 2003. – Vol. 18. – № 1. – P. 91-110.
Контактная информация: iva.belova.2013@mail.ru
Статья поступила в редакцию 25.04.2017