Вы здесь

Сальников В.А., Хозей С.П., Ревенко Е.М. Одаренность в системе спортивного отбора: проблемы и перспективы

УДК 796.015.82
 
Одаренность в системе спортивного отбора: проблемы и перспективы
Виктор Александрович Сальников, доктор педагогических наук, профессор,
Сергей Павлович Хозей, кандидат педагогических наук, доцент,
Омский автобронетанковый инженерный институт, г. Омск,
Евгений Михайлович Ревенко, кандидат педагогических наук, доцент,
Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ), г. Омск

 
Аннотация
В статье рассматриваются тенденции в плане отбора и ориентации одаренных детей как основополагающий момент для последующих достижений в различных видах спорта. Однако поиск и развитие одаренных детей и подростков только на основании отбора и последующего технологического подхода, направленного на достижение максимально возможного результата без выявления и учета, общих индивидуально-психологических особенностей, едва ли приведет к желаемому результату. Наиболее важным представляется отличать, что в составляющих одаренности является возрастным и изменяется в процессе взросления и то, что собственно индивидуальное, которое является менее изменчивым и будет определять последующее развитие.
Ключевые слова: одаренность, спортивный отбор, способности, индивидуальные различия, актуальная и потенциальная одаренность, типы одаренности.
 
ЛИТЕРАТУРА
  1. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды : в 2 т. / Б.Г. Ананьев. – М. : Педагогика, 1980. – Т. I. – 230 с. ; Т. II. – 287 с.
  2. Бальсевич, В.К. Здоровьеформирующая функция образования в Российской Федерации / В.К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2006. – № 5. – С. 2-6.
  3. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. – М. : Академия, 2002. – 318 с.
  4. Воробьев, А.Н. Принцип индивидуализации – фикция или закономерность в современном тренировочном процессе / А.Н. Воробьев // Теория и практика физической культуры. – 1986. – № 6. – С. 29-31.
  5. Губа, В. П. Спортивный отбор как учебная дисциплина / В. П. Губа // Теория и практика физической культуры. – 2008. – № 2. – С. 62-64.
  6. Гурова, Л.Л. Когнитивно-личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности / Л.Л. Гурова // Вопросы психологии. –1991. – № 6. – С. 14-20.
  7. Дрижика, А.Г. Психодиагностика одарённости к деятельности скоростно-силового характера / А.Г. Дрижика. – Ростов-на-Дону : [б.и.], 1996. – 36 с.
  8. Лейтес, Н.С. Психология одаренности детей и подростков / Н.С. Лейтес. – М. : Академия, 1996. – 416 с.
  9. Платонов, В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов / В.Н. Платонов. – М. : Физкультура и спорт, 1986. – 287 с.
  10. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии : в 2 т. / С.Л. Рубинштейн. –  М. : Педагогика, 1989. – Т. 2. – 328 с.
  11. Сальников, В.А. Талант, одаренность и способности в структуре спортивной деятельности / В.А. Сальников // Теория и практика физической культуры. – 2002. – № 4. – С. 16-20.
  12. Соколик, И.Ю. Организационно-методические основы диагностики спортивной одаренности :  дис. … д-ра пед. наук / Соколик И.Ю. – Минск, 1998. – 320 с.
  13. Теплов, Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий : избранные психологические труды / Б.М. Теплов ; под ред. М. Г. Ярошевского. – 2-е изд., стереотип. – М., Воронеж : Изд-во Московского психолого-социального института, 2009. – 640 с.
  14. Шадриков, В.Д. Способности человека / В. Д. Шадриков // Основные современные концепции творчества и одаренности / под ред. Д.Б. Богоявленской. – М. : Молодая гвардия, 1997. – С. 7-21.
  15. Щебланова, Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики / Е.И. Щебланова. – М., Воронеж : Изд-во Московского психолого-социального института, 2004. – 386 с.
  16. Юркевич, В.С. Современные проблемы работы с одаренными детьми / В.С. Юркевич // Психологическая наука и образование. – 2010. – № 5. – С. 118-129.
  17. Юркевич, В.С. Одаренные дети: сегодняшние тенденции и завтрашние вызовы / В.С. Юркевич // Портал психологических изданий PsyJournals.ru. – 2011. – № 4. – С. 99-108.
  18. Havighurst, R.J. Developmental task and education / R.J. Havighurs. – N.Y. : McKay, 1972.
  19. Heller, K.A. Evaluation of programs for the gigted / K.A. Heller // Nurturing talent, individual needs and social ability. The 4th conference of ECHA / M.W. Karzko, F.J. Monks (eds.). – Assen : Van Gorcum, 1995. – P. 264-268.
Контактная информация: revenko.76@mail.ru
Статья поступила в редакцию 23.04.2017