Вы здесь

Хозина С.Р., Вощинин А.В. Формирование структурных компонентов рефлексивного мышления теннисистов в учебно-тренировочном процессе

УДК 796.386:159.9

Формирование структурных компонентов рефлексивного мышления теннисистов в учебно-тренировочном процессе
Софья Рафаэлевна Хозина, аспирантка,
Александр Владимирович Вощинин, кандидат психологических наук, доцент,
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

 
Аннотация
Рассматривается проблема формирования структуры рефлексивного мышления личности в спортивной деятельности. Определяются компоненты рефлексивного мышления: анализ, планирование, осмысленность, мотивированность к осознанию. Предлагается модель, учитывающая психологические условия формирования рефлексивного мышления и методики, направленные на формирование компонентов рефлексивного мышления, опирающиеся на технические и тактически действия в учебно-тренировочном процессе. Определяются основные проблемные содержания учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности, такие как технические ошибки и игровые стили.
Ключевые слова: рефлексия, рефлексивное мышление, рефлексивная культура, рефлексивная позиция, технико-тактические действия, теннис.
 
ЛИТЕРАТУРА
  1. Вощинин, А.В. Метод рефлексивной референции (означения) актуального опыта деятельности тренера / А.В. Вощинин // Спортивный психолог. – 2012. – № 2 (26). – С. 67-72.
  2. Вощинин, А.В. Рефлексия в структуре деятельности тренера: от рефлексивной позиции к рефлексивной культуре / А.В. Вощинин // Теория и практика физической культуры. – 2013. – № 2. – С. 12-18.
  3. Вощинин, А.В. Психологические механизмы рефлексивных процессов / А.В. Вощинин // Спортивный психолог. – 2015. – № 1 (36). – С. 36- 39.
  4. Вощинин, А.В. Психология рефлексии в деятельности тренера : монография / А.В. Вощинин ; Рос. гос. ун-т физ. культуры. – М. : [б. и.], 2016. – 216 с.
  5. Вощинин, А.В. Рефлексивная регуляция психических состояний спортсменов / А.В. Вощинин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2016. – № 6 (136). – С. 214-217.
  6. Неверкович, С.Д. Философия тренерской деятельности / С.Д. Неверкович, Е.В. Киселева // Спортивный психолог. – 2007. – № 3 (12). – С. 76-79.
  7. Неверкович, С.Д. Рефлексивная культура спортивного педагога / С.Д. Неверкович, В.А. Ильков, А.А. Мушаков // Спортивный психолог. – 2008. – № 2. – С. 11-17.
  8. Ильков, В.А. Рефлексивная культура спортивного педагога. Ч. I : Современные полипредметные представления о категории "рефлексия" / В.А. Ильков, С.Д. Неверкович // Спортивный психолог. – 2008. – № 1 (13). – С. 8-11.
  9. Слободчиков, В.И. Рефлексия как принцип существования индивидуального сознания / В.И. Слободчиков // Экспериментальные исследования по проблемам общей и социальной психологии. – М. : Изд-во Ин-та психологии РАО, 1979. – С. 15-20.
Контактная информация: a.voshchinin@mail.ru
Статья поступила в редакцию 22.03.2017