Вы здесь

Буторин Г.Г., Бенько Л.А., Долгова В.И. Проблемы периодизации нормального и аномального психического развития в детском возрасте

УДК 159.922.7
 
Проблемы периодизации нормального и аномального психического развития в детском возрасте
Геннадий Геннадьевич Буторин, доктор психологических наук, профессор,
Лариса Александровна Бенько, кандидат медицинских наук, врач-психотерапевт,
Валентина Ивановна Долгова, доктор психологических наук, профессор, декан,
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
Челябинск

 
Аннотация
Методологическая основа изучения дизонтогенеза исходит из известного теоретического положения о единстве закономерностей нормального и аномального развития. Отсюда выделение наиболее диагностически значимых признаков психического дизонтогенеза возможно лишь при условии изучения соответствующих общих характеристик нормального и аномального развития. Концептуальные положения, как общего, так и психического онтогенеза складывались постепенно по мере накопления научных и эмпирических данных. Установленные общие закономерности количественных и качественных изменений в процессе развития привели к единому мнению о неравномерности, скачкообразности развития, динамика которого наиболее интенсивна на ранних возрастных этапах, о существовании особых циклов, стадий, детского развития, имеющих разные уровни биологического и психологического потенциала. Констатация данного факта стала основанием для создания теории периодизации индивидуального развития, как перехода от одного этапа развития к другому, качественно более высокому.
Ключевые слова: периодизация развития, онтогенез, дизонтогенез.

 
Литература
  1. Басов, М.Я. Избранные психологические произведения / М.Я. Басов. — Москва : Педагогика, 1975. – 432 с.
  2. Бенько, Л.А. Клиническая нейропсихология в детском возрасте / Л.А. Бенько. – Челябинск : Пирс, 2011. – 76 с.
  3. Бенько, Л.А. Соматические и психосоматические расстройства у детей, страдающих психической патологией / Л.А. Бенько, Г.Г. Буторин, Н.Е. Буторина // Актуальные проблемы психиатрии и неврологии : материалы Всероссийской юбилейной научно-практической конференции с международным участием. – Санкт-Петербург : Человек и здоровье, 2007. – С. 60.
  4. Блонский, П.П. Педология / П.П. Блонский. — Москва : Учпедгиз, 1934. – 348 с.
  5. Буторин, Г.Г. Возрастная периодизация онтогенетического развития: психологические и медицинские аспекты / Г.Г. Буторин, Н.Е. Буторина, А.Х. Мингазов. – Челябинск : Сити-Принт, 2011. – 239 c.
  6. Буторин, Г.Г. Проблема онтогенеза и дизонтогенеза в контексте периодизации возрастного развития / Г.Г. Буторин, Н.Е. Буторина // Академический журнал Западной Сибири. – 2011. – № 3. – С. 38.
  7. Валлон, А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон. – Москва : Просвещение, 1967. – 195 с.
  8. Выготский, Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 1972. – № 2. – С. 114-123.
  9. Геккель, Э. Борьба за эволюционную идею / Эрнст Геккель. – М. : Книга по Требованию, 2011. – 134 с.
  10. Гундобин, Н.П. Особенности детского возраста / Н.П. Гундобин. – Санкт-Петербург : Практическая медицина, 1906. – 480 с.
  11. Заззо, Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды / Р. Заззо // Вопросы психологии. – 1967. – № 2. – С. 8-10.
  12. Ковалев, В.В. Психиатрия детского возраста : руководство для врачей / В.В. Ковалёв. – Москва : Медицина, 1995. – 560 с.
  13. Фрейд, 3. Основные психологические теории в психоанализе : сб. статей / З. Фрейд. – Москва : Гос. изд-во, 1923. – 206 с.
Контактная информация: 23a12@list.ru
Статья поступила в редакцию 30.03.2017