Вы здесь

Федосеева И.А., Перевозкина Ю.М. Феномен патриотизма сквозь призму психосемантического пространства современной молодежи

УДК 159+37.01
 
Феномен патриотизма сквозь призму психосемантического пространства современной молодежи
Ирина Александровна Федосеева, доктор педагогических наук,
Юлия Михайловна Перевозкина, кандидат психологических наук,
Новосибирский государственный педагогический университет (НГПУ), Новосибирск

 
Аннотация
В статье рассматривается психосемантическое поле феномена патриотизма в репрезентациях студентов, кадетов и курсантов. Обозначается, что формирование патриотизма закладывается с одной стороны через воспитание, которое включает физическое и духовное развитие личности, с другой стороны неотъемлемой частью становления чувства патриотизма выступает образование, включающее социализацию субъекта, сознательно ориентированного на некоторые идеальные образы, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. В этой связи авторы предлагают определить психосемантическое пространство патриотизма учащихся образовательных учреждений и выявить особенности отношения к патриотизму современной молодежи: курсантов, кадетов, студентов. Испытуемые-эксперты (N = 150) оценивали патриота, по 15 биполярным шкалам, полученным в результате выбора на основе частотного анализа характеристик патриота (f > 50). На основе полученного массива данных проводился факторный анализ, позволивший выявить три интегральных фактора «Интеллектуально-нравственный фактор», «Фактор альтруизма», «Фактор героизма», объясняющих 64,17% изменчивости. По выделенным факторам были вычислены оценки для каждого испытуемого, по которым производилось сравнение кадетов, курсантов и студентов (ANOVA). Были обнаружены значимые различия по двум факторам (p < 0,01), демонстрирующие о том, что проекция героического на образ патриота наиболее выражена у респондентов, образование которых связано с военной специальностью, тогда как фактор альтруизма в большей степени апеллирует к женскому началу, связанному с самопожертвованием.
Ключевые слова: образование, патриотизм, психосемантическое пространство, кадеты, курсанты, студенты, молодежь.
 
ЛИТЕРАТУРА
  1. Егорычев, А.М. Антропоцентризм как выражение гуманитарной парадигмы в образовании / А.И. Егорычев // Вестник УМО вузов России по образованию в области социальной работы. – 2008. – № 3. – С. 17-24.
  2. Ильин, И.А. Путь духовного обновления / И.А. Ильин. – М. : Изд-во «Институт русской цивилизации», 2011. – 1216 с.
  3. Марк, М. Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов / М. Марк, К. Пирсон. – СПб. : Питер, 2005. – 336 с.
  4. Никитин, В.А. Начало социальной педагогики : учебное пособие / В.А. Никитин. – М. : Флинта, 2008. – 72 с.
  5. Нойманн, Э. Происхождение и развитие сознания / Э. Нойманн. – М. : Рефл-бук Ваклер, 1998. – 464 с.
  6. Перевозкина, Ю.М. Влияние личностных особенностей на отношение к мифологическим персонажам / Ю.М. Перевозкина // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 13. – С. 315-324.
  7. Перевозкина, Ю.М. Архетипические основания сказочных персонажей / Ю.М. Перевозкина, С.Б. Перевозкин, Н.В. Дмитриева // Вестник педагогических инноваций. – 2013. – № 1 (31). – С. 35-46.
  8. Пирогов, Н.И. Избранные педагогические сочинения / Н.И. Пирогов. – М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1952. – 701 с.
  9. Селезнева, Е.Н. Проблемы духовно-нравственного воспитания в стратегиях образования XXI века / Е.Н. Селезнева. – М. : Изд-во Рос. гос. социал. ун-та, 2009. – 48 с.
  10. Сластенин, В.А. Психология и педагогика : учебное пособие / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. – М. : Академия, 2001. – 480 с.
  11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М. : Омега-Л, 2013. – 134 с.
  12. Юнг, К.Г. Структура психики и архетипы / К.Г. Юнг. – М. : Академический проект, 2009. – 303 с.
  13. Bridgeforth, B.W. Leadership As Role and Relationship in Social Dynamics : An Exploratory Study Seeking a Leadership Archetypeт : Doct. Diss. / Bridgeforth, B.W. – Walden University, 2009. – 230 p.
Контактная информация: fedoseevairina60@gmail.com, per@bk.ru
Статья поступила в редакцию 16.02.2017